Исполнение тендерных обязательств в условиях форс-мажорных обстоятельств
Экономика в стране и мире на сегодняшний момент остается в нестабильном состоянии. Любые договорные обязательства между компаниями или коммерческими организациями и государством могут стать крайне обременительными для исполняющей стороны. В первом случае, когда речь идёт о договорных отношениях между двумя компаниями, ситуация решается проще: стороны могут заранее и подробно прописать все детали и форс-мажорные обстоятельства, чтобы избежать проблем и непредвиденных ситуаций. Также договор может быть изменен на этапе исполнения, с согласия обеих сторон. Гораздо труднее внести какие-либо изменения в документ, подписанный с госструктурой. Госконтракты в принципе не подразумевают внесение существенных изменений в существующие условия. Несоблюдение сроков договора, низкое качество предоставляемого товара или услуг может повлечь за собой большие штрафы с занесением компании в реестр недобросовестных поставщиков на два года. Для того, чтобы защитить права «слабой» стороны, то есть предпринимателя, Правительство РФ приняло ряд мер. Регулирующие органы также руководствуются новыми постановлениями в решении сложных ситуаций между исполнителем-поставщиком и государством. Какие именно были внесены изменения расскажем подробнее.
-
Если договор был заключен до 1 января 2023 года, и исполнитель, ввиду непредвиденных обстоятельств, не имеет возможности его исполнить, то по соглашению обеих сторон в контракт могут быть внесены изменения: (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Одно из условий — должно быть решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.
-
Также, принято постановление Правительства РФ Федерации от 21 марта 2022 г. № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которому невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения санкций и мер ограничительного характера (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр недобросовестных поставщиков.
-
При рассмотрении вопроса о включении сведений об исполнителе в РНП территориальные УФАС России придерживаются аналогичной позиции. Если поставщик получил письмо от производителей об удорожании продукции или был согласен заключить и исполнить контракт на иных условиях, вел переписку с заказчиком о согласовании обеспечительной гарантии, то сведения в РНП могут быть не включены.
Все перечисленное выше говорит о том, что если поставщик или исполнитель осознает, что не может должным образом соблюсти условия договора, то он обязан:
-
собрать все необходимые документы, подтверждающие причины невозможности исполнения контракта;
-
направить принимающей стороне (заказчику) письмо с описанием ситуации и приложить к нему собранные документы;
-
выдвинуть свое предложение по расторжению договора или по внесению изменений в контракт. Приложить дополнительное соглашение к списку документов.
Практика показывает, что многие ситуации, по которым у сторон возникают проблемы можно решить мирным путем, с помощью грамотно составленной документации. Часто предприниматели, которые пренебрегают официальной перепиской с заказчиком могут столкнуться риском начислений пеней, штрафов и даже стать ответчиком в суде за несвоевременное выполнение договоренностей и нарушение условий контракта.
Если все же взыскательные меры в адрес исполнителя были приняты, то квалифицированные юристы рекомендуют придерживаться следующих позиций:
«В случае выставления заказчиком вам неустоек (штрафов, пени) за неисполнение контракта, то стоит проинформировать заказчика письменно о необходимости списания таких штрафов и пеней на основании постановления Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом», в случае если нарушение обязательств по государственному или муниципальному контракту произошло из-за внешних санкций.
При этом, для списания пеней и штрафов вам достаточно представить заказчику письменное обоснование, подтверждающее нарушение обязательств из-за внешних санкций, с приложением документов, если они имеются.
В случае расторжения заказчиком контракта или признания участника уклонившимся от заключения контракта, уведомить территориальный УФАС о причинах неисполнения контракта, аналогично с приложением вышеуказанных документов и сведений или запросов об их предоставлении.
При расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке — в срок до вступления такого решения в силу, направить заказчику повторное письмо с подробным изложением ситуации, и просьбой отменить решение об одностороннем отказе.
Принять лично или через направление уполномоченного представителя участие в заседании комиссии контролирующего органа по рассмотрению вопроса о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП.
Обращаем внимание, практика показывает, что качество выступления представителя, формирование позиции и линии защиты, существенно влияют на вероятность положительного исхода заседания.
На заседание контролирующего органа в обязательном порядке нужно представить информацию и документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
Исходя из позиции Минфина России, к ним могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта, то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта (письмо Минфина России от 8 апреля 2022 г. № 24-01-09/29768).
В случае обращения заказчика с иском в суд о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения или исполнения контракта, тщательно проработать позицию для суда. Так, необходимо подготовить отзыв на исковое заявление с приложением всех вышеуказанных сведений и документов, подтверждающих причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью заключения или исполнения контракта. При этом, для защиты интересов в судебном заседании арбитражного суда в данном случае крайне необходимо обратиться за квалифицированной юридической помощью".